
О ЧУТКОСТИ
Хороший человек — это, прежде
всего чуткий, добрый, деликатный.
Бесценные ростки добрых чувств, чуткость к людям надо
бережно выращивать с детства.
Шестилетний Андрюша подобрал во дворе пожелтевший от
долгого стояния в какой-нибудь вазе букетик ландышей. Он радостный пришел в
кухню к бабушке и сказал так, как говорит папа, вручая маме 8 марта цветы:
«Тебе — от меня...»
— Ты что, с ума сошел? —
воскликнула рассерженная бабушка. — Кто-то выбросил, а он мне в подарок!.. — И
не договорила: по лицу мальчика струились слезы! Ведь он и не думал обижать
бабушку — напротив, он хотел сделать ей приятное...
Бабушке следовало принять цветы, сказать «спасибо», тем
самым одобрить намерение мальчика, а затем мягко, благожелательно разъяснить, в
чем же была его ошибка. И потом заверить, что ее легко исправить, если они с
папой сходят в выходной день за реку и принесут ей свежие, благоухающие
ландыши.
Дети очень впечатлительны. Их
легко осчастливить вниманием, подбадривающим словом, похвалой, но и легко ранить
небрежным окриком, обидным прозвищем.
Вечером 7 марта ученики пятого класса были заняты
серьезным, важным делом: под руководством заботливой классной руководительницы
они писали поздравления мамам. Писали красиво, делали рисунки, клеили конверты,
а туда вложили записки, которые каждому писала их учительница, и они принимали
эти записки как подарок. В записке маме классный руководитель писала о каждом
что-нибудь хорошее, допустим: «Ваш сын лучше всех дежурил по школе», или: «Ваша
дочь первая приходит на помощь в беде», и так далее — каждому свое.
Время шло быстро. Ребята
задержались. Я слышала, как долго-долго в раздевалке раздавались голоса: «А у
меня гвоздики получились настоящие». — «А что мне написали, как ты думаешь?» —
«Плохого не напишут: 8 марта!» Последними одевались две девочки. В это время в
школу пришла мама одной из них. Заглянув в раздевалку, она рассерженным голосом
спросила: «Ты что тут делаешь? Ждала, ждала, пришлось идти. Ну?..»
Девочка прерывающимся от волнения голосом сказала:
— Секрет, мама!
— Какой еще секрет? Говори
сейчас же, почему так задержалась?
Тогда девочка открыла портфель, бережно вынула конверт и
протянула его торжественно матери. Глаза ее, устремленные на мать, были полны
радостного ожидания. Они ждали, как ответной радостной и благодарной улыбкой
расцветет лицо матери, ведь на конверте написано: «Милой маме».
Но женщина небрежно сунула
конверт в хозяйственную сумку и коротко бросила: «Пойдем!» Ожидание радости
погасло в глазах девочки, она вся съежилась и, словно стыдясь своей подружки, не
сказав ей обычного «до свидания», поспешила за матерью к выходу.
Какие, даже самые срочные, дела
могли помешать этой женщине ответить на ласку лаской? Разве вправе она была,
поддавшись заботам или плохому настроению, приглушить добрые чувства, заботливо
насаждаемые в душе ее дочери школьными воспитателями? А если бы она открыла
конверт, то в записке учительницы прочла бы: «Ваша дочь — хорошая девочка и
отличная вожатая октябрят в первом классе».
Пережитая ребенком маленькая драма может оставить
неизгладимый след. И как несправедливо поступит эта мать, когда упрекнет в
будущем свою дочь в нечуткости, в том, что дочь замкнута в себе. А ведь это
печально, даже страшно, когда матери перестают доверять!
В жизни каждого бывают такие
моменты, когда немедленно нужен хороший совет — такой, какого не вычитаешь
книге, не получишь на диспуте. Нужен человек, которому
можно рассказать все как есть. Воспитывать надо доверием. За доверие нужно
бороться.
Основой воспитания чуткости,
благодатной почвой должна быть любовь наших детей к нам, родителям.
Видный русский педагог Николай Васильевич Шелгунов писал в
«Письмах о воспитании»:
«Говорят, дети не любят своих
матерей так, как матери детей. Не верьте этому. Дети только любят по-своему,
иным способом, но они любят сильно, страстно и даже глупо.
Есть дети, особенно мальчики,
замкнутые и робкие, сосредоточенные и, по-видимому, неласковые, хотя в то же
время очень нежны. У них недостает только привычки обнаруживать привязанность
внешним образом.
Попробуйте обидеть мать, вы
увидите, что кажущийся бесчувственным и холодным сын — вулкан, носящий под своей
каменной броней самую энергическую, горячую привязанность».
Вспоминаю такой случай.
В дверь учительской осторожно
постучали. Вошел семиклассник Гена и вежливо попросил разрешения позвонить. Он
назвал номер телефона, и я услышала: «Мама, я не написал контрольной. Но ты не
беспокойся: даже сама Валентина Федоровна сказала, что работа в основном
включала материал второй четверти, когда я болел. Зато третьим был пример,
который у нас так долго вчера не получался. Я даже засмеялся, когда увидел его
на доске. Как мы вчера с ним бились!.. Вот его я и решил. В перемену Валентина
Федоровна сказала, что напрасно я веселился, ведь мне еще так много нужно
нагонять. Я хотел ей все объяснить, а она очень спешила».
Можно по-хорошему позавидовать
матери Гены: сын любит ее, доверяет ей. Видимо, у нее, как и у большинства
женщин, много после работы домашних дел. Но сын был болен и отстал: ему нужно
помочь. Эта помощь рождает общность интересов, духовную близость.
В этот же день в кабинете завуча
была другая встреча: мать Саши (мальчик учится в этом же классе) долго
жаловалась на то, что сын плохо встает утром, мало учит уроки, никогда ничем не
делится с ней. Сын внимал безучастно, на вопросы отвечал неохотно. А когда мама
ушла, вздохнул и сказал (ее он все-таки обижать не хотел): Каждый день говорит
об одном и том же. Пилит, как пила. У меня даже голова болит. А иногда зубы. И
сразу как-то уроки учить не хочется...»
Мальчик не прав; мне удалось
убедить его в этом. Но действительно ребята не любят длинных нотаций. Беда
многих родителей в том и состоит, что, изрекая на протяжении длительного
времени давным-давно известные истины, они искренне полагают, что занимаются
воспитанием лучших качеств характера. Нужно меньше говорить — нужно больше
требовать. И в своих требованиях быть справедливым и доброжелательным. «Только
искренность порождает искренность», — писал Ушинский.
И даже если ваш сын
действительно виноват (скрыл плохую оценку, обидел бабушку), но искренне
переживает, расстраивается, — лучше не наказывайте его. Нужно показать, что
сочувствуете ему, понимаете, что он увлекся и не сумел сдержать себя. Это
сближает сына и мать, дочь и отца, порождает взаимное доверие и уважение.
Нам просто необходимо почаще
вспоминать, какими мы сами были в детстве, как часто оступались по неопытности и
как больно переживали, когда с нами поступали зло и грубо. А за зло ребенок
платит злом, иногда чудовищным, нелепым, бессмысленным: уйти из дому и двое
суток жить на чердаке соседнего дома, без всякой причины обидеть
соседку-девочку, ударом ноги выбросить кошку за дверь...
Конечно, выбрать всегда верную
линию воздействия на ребенка — дело трудное. Это всякий раз творческая задача
родителя, который больше других знает своего ребенка, но просто очень важно в
жизни, в постоянных делах, в общении с родными и знакомыми и особенно с детьми
быть человечными, чуткими.
Резкость, грубое отношение
никогда не вызывает у ребенка желания поступать хорошо. Наоборот, дети
становятся хуже, стараясь все делать исподтишка, чтобы не попадаться. А иногда
им просто не хочется возвращаться домой. Таким образом, родители, совершенно не
желая этого, лишают маленького человека самого дорогого чувства — любви к
отчему дому.
Учился у нас в восьмом классе
мальчик. Отец его живет в Горьком — у него другая семья. Всю зиму Володя
говорил ребятам, что летом он уедет к отцу и, может быть, там поступит в
техникум.
Уехал, но вскоре возвратился и
три дня лежал, не раздеваясь, на диване, равнодушный ко всему. Не знаю, кому
было не по душе его появление: новой жене или ее матери, но мальчику сказали,
что отец уехал в командировку и долго не будет дома, хотя в письмах он с отцом
договорился о дне приезда.
С той поры не стало с Володей
сладу: он ожесточился и очерствел, возненавидел всех взрослых; безудержная
энергия, которой награждает природа подростка в эти годы, была направлена на
неблаговидные поступки.
Сын жаждал самостоятельности,
свойственной его возрасту, хотел выглядеть взрослым в поступках и был уверен,
что отец поможет ему в этом. А он жестоко подвел сына, надолго оставив его в
полном смятении чувств и мыслей...
Воспитание доброты, чуткости в
детях нужно начинать с уважения к ним, к тому, что им дорого. Неуважительным
отношением к ребенку и к тому, что дорого ему, мы приучаем его так же
неуважительно относиться к нам, равнодушно и бездушно относиться к другим
людям, с такой же легкостью разрушать их радость и мечту. Иными словами —
воспитываем черствость и бездушие. А черствость и бездушие граничат с
жестокостью — спутником всяких пороков.
Доброта, чуткость, милосердие —
свойство сильных духом, мужественных людей. Если человеку с детства не
внушили" уважительного отношения к бабушке, к учителю и вообще к взрослым, он
вырастет угрюмым эгоистом. Если человеку с детства не внушили милосердного
чувства к животным, он вырастет жестоким мучителем. Привычку к бессердечному
обращению с животными можно справедливо ставить в связь с бессердечным
отношением к людям.
Необходимо так воспитывать
детей, чтобы они смотрели на весь мир добрыми, проникновенными глазами, умели
беречь жизнь во всех ее проявлениях: в добром слове, в лепестке полевой
ромашки, в ласке четвероногого. Только тогда они, возмужав и прозрев умом и
сердцем, станут настоящими людьми, украсят собой наше общество.
3. М. Анохина, завуч школы