Всякий раз летом, когда к нам в
школу приходят записывать нового ученика, я смотрю на него и мысленно спрашиваю:
«Кто ты? Каким вырастешь? Как жить будешь? Станешь ли настоящим гражданином?»
Хороший человек — это, прежде
всего чуткий, добрый, деликатный. Бесценные ростки добрых чувств, чуткость к людям надо
бережно выращивать с детства. Шестилетний Андрюша подобрал во дворе пожелтевший от
долгого стояния в какой-нибудь вазе букетик ландышей. Он радостный пришел в
кухню к бабушке и сказал так, как говорит папа, вручая маме 8 марта цветы:
«Тебе — от меня...»
Когда вы входите в школу во время
большого перерыва, вас встречает детвора. Вы слышите смех, шутки. В
школьном
читальном зале вы найдете заядлых книголюбов, которые умудряются даже в
эти десять
минут передышки полистать новый журнал или прочитать страницу-другую
удивительной книжки. Вы увидите, с каким аппетитом поглощаются в
школьном
буфете пирожки, пирожные, котлеты, будто дома таких никогда не готовят.
Политическое воспитание — является делом не
только школы. Родители,
пользуясь своей близостью
к детям, авторитетом,
должны умно, тактично помочь им
разобраться в трудных вопросах жизни. Конечно, труд на пользу общества, жизнь школы, наша литература, наше СМИ все
это дает закалку нашим детям. Но как важно, чтобы и самые близкие люди,
отец и
мать, были в этом настоящими старшими друзьями своих детей.
У педагога главной задачей является воспитание волевого
поведения у детей. В деятельности происходит формирование характера.
Игра,
чтение, труд получают большое развитие в дошкольном воспитании для
формирования
нравственно-волевых качеств характера, таких как целеустремлённость,
настойчивость, решительность, выдержка. Дети, овладевая умениями,
становятся
способными к волевым усилиям. Но часто у детей проявляются такие
особенности
как: неустойчивость замысла, отказ от намеченной цели, отвлекаемость.
Это
происходит из-за недостаточного развития волевых процессов, на что надо
обращать
особое внимание. Воспитатель помогает детям в выборе цели и достижении
результата.
Влияние патриотической атмосферы во всём окружении ребёнка,
это семья, детский сад, в самые первые годы жизни зарождает у детей
чувство
любви к Родине. Дети перенимают поведение и усваивают тон, манеру,
представления взрослых, которые бытуют в семье. Постепенно чувство
любви,
уважения к родным расширяется. Из любви к близким людям, вырастает
любовь к
Родине. Появляется интерес к героям
труда, защитникам Отечества.
Моральные качества человека формируются ещё в
дошкольном возрасте. От того, как успешно происходит этот процесс, зависит
дальнейшее нравственное развитие. В дошкольном возрасте имеются большие
возможности для нравственного воспитания, показывают исследования ученых. Формируются
способы управления своим поведением, активность и самостоятельность, интерес к
общественному окружению. Правильное воспитание ребёнка предупреждает накопление
отрицательного опыта, что может неблагоприятно сказываться на формировании его
нравственных качеств.
Сердцевина
школьного воспитания - духовное, нравственное становление личности. При
этом, с
одной стороны, сохраняются традиции авторитарного воспитания, с другой -
получает распространение воспитание, направленное на поощрение
самостоятельности, эвристического мышления, коммуникативности, высокой
культуры
и гуманности.
В
столкновении старых и новых веяний неоднозначно выглядят роль и место
наставника как одной из центральных фигур педагогического процесса. В
США,
например, в учебных заведениях имеется особая структура (деканофис),
глава
которой специально занимается вопросами воспитания. "Учителя пекутся
лишь
об успеваемости. Если подростки что-то натворят, их отправляют к нам", -
рассказывает Ч.Шанку-айлер - декан школы из города Декатур.
О чем же хотелось бы сказать с самого начала, до всех конкретных
разговоров о роли семьи и путях ее участия в рождении и становлении
характера? Прежде всего, вот о чем...