
Нравственный хребет
О чем же хотелось бы сказать с самого начала, до всех конкретных
разговоров о роли семьи и путях ее участия в рождении и становлении
характера?
Прежде всего, вот о чем. Человеческая личность – это не пестрое скопище
случайных черт. Это органическое, неразрывное целое, в котором
переплетаются и взаимодействуют подчас самые различные, но теснейшим
образом связанные качества – и хорошие и дурные. Разъять, разложить их
по полочкам нельзя. Нельзя и вычертить их схему, пометив: вот отсюда
досюда располагается чувство товарищества, после пересечения данных
прямых кончается любовь к труду и начинаются соображения иного рода. Так
же точно нельзя, выделить одну-две черты и сказать, что они
исчерпывающе определяют моральное лицо человека. Всякое членение здесь
будет искусственным и заранее обречено на провал.
Поэтому и воспитание должно быть процессом цельным, рассчитанным на
действие «по всему фронту», не распадающимся на отдельные педагогические
«мероприятия».
И все-таки есть некие фундаментальные начала психики, которые задают тон
всему, которые, как ни верти, стоят во главе угла любого характера.
Этот стержень, этот «нравственный хребет», вокруг которого группируются
остальные свойства человеческой натуры, составляет коммуникабельная,
гражданская, патриотическая нацеленность личности. Именно эти высшие
социальные чувства в конечном счете диктуют поведение человека, причем в
самых различных и неожиданных на первый взгляд областях.
В результате одного исследования было, например, установлено, что
существует прямая связь между степенью общественной сознательности и
активности юношей и девушек и тем... в каком возрасте они начинают
влюбляться!
Можно привести еще множество примеров, которые убедительно доказывают,
что если создан «нравственный хребет» характера, то формирование других
положительных качеств проходит несравненно естественнее и легче.
Значит, первой и постоянной задачей родителей должно быть созидание в
своем ребенке гражданина и патриота.
Однако, повторяем, душевный мир сложен и в нем все неразрывно
переплетено. И помимо определяющего воздействия «генеральных» черт на
второстепенные существует активная обратная связь. Иными словами, если
патриотизм и гражданственность мы ставим во главу угла русского
характера, то отсюда не следует, что воспитать их можно изолированно, в
отрыве от прочих черт. Недаром Макаренко писал, что, по его мнению,
сегодняшний развратник – это завтрашний потенциальный предатель Родины.
Поэтому, заботясь о развитии патриотического чувства, о создании
привычки мерить свои поступки мерками общественной пользы, нельзя
забывать о закалке воли, о честности, принципиальности, об эмоциональной
устойчивости, ограждающей от дурных веяний, и о многом, многом другом.
Надо знать, в каких ситуациях надежнее действовать «сверху вниз» (то
есть от ведущих качеств к второстепенным), а в каких, наоборот, – «снизу
вверх» (например, развивая и культивируя задатки хороших – но частных –
наклонностей и через них проникая в сферу чувств высшего порядка).
Возможно, кое у кого из читающих эти строки возникнет ощущение, что
авторы обращаются несколько не по адресу. Ведь когда заводят речь о
патриотическом, гражданском, общественно-политическом воспитании, то
прежде всего появляется мысль о школьных собраниях, о походах по местам
боевой славы, о туристических кострах с участием героев афгана и о
другом подобном.
Все это так. Но все это вовсе не снимает с семьи заботы о шлифовке
социальных граней характера.
Семья – важный и во многом незаменимый этап в развитии каждого человека.
Простое отсутствие ее влияния на каком-то направлении уже само по себе
часто перерастает в отрицательный фактор воздействия. Семья ни в коем
случае не должна устраняться от воспитания гражданственности не только
потому, что таков ее долг, но и потому, что без этого она не сможет
добиться устойчивых результатов и на иных «участках» домашней
педагогики.
Источник: http://www.nachideti.ru/ |