Болотов: Рособрнадзор ослабил внимание к контролю над проведением ЕГЭ
Необходимость ЕГЭ сегодня в
серьезном профессиональном сообществе не обсуждается. Вопрос - в его
совершенствовании. О способах обновления ЕГЭ рассуждает в интервью РИА
Новости один из его идеологов, руководивший проведением экзамена до
2007 года, вице-президент Российской академии образования (РАО) Виктор
Болотов.
- Виктор
Александрович, в минувшем году ЕГЭ проходил неспокойно - были случаи
списывания при помощи мобильных телефонов, студенты выполняли задания
за выпускников и прочее. Система противодействия нарушениям не
работает?
- На любом экзамене с
высокими ставками - ЕГЭ это или традиционный вступительный экзамен -
есть риск нарушений. Вопрос - как их предотвратить. Мне кажется, в
последнее время в Рособрнадзоре ослабили внимание к противодействию
нарушениям. Установить в помещениях, где сдают ЕГЭ, рамки
металлоискателей, «глушилки» мобильных телефонов или видеокамеры не так
сложно. Все уже опробовалось, это не очень дешево, но без этого не
обойтись.
Другой вопрос - о коррупции, ушла ли она из
вузов в школы? По мнению зарубежных и российских экспертов, экзамены,
схожие процедурой с ЕГЭ, гораздо более коррупционно-устойчивы, чем
обычные. Ведь раньше чтобы попасть в вуз гарантированно, надо было
"договариваться" с двумя-тремя сотрудниками, чаще - с одним, тем, кто
будет принимать экзамен. Сейчас при нарушениях с ЕГЭ речь, как правило,
о коллективном сговоре, и тут вероятность утечки информации гораздо
выше.
- Стартовал эксперимент по
созданию независимых центров сдачи ЕГЭ: в Ангарске, Димитровграде и
Заречном...
- Если честно, не
понимаю, что это за центры. Если контрольно-измерительные материалы
(КИМ) - федеральные, процедура проведения экзамена - прежняя, эксперты,
проверяющие часть С, - учителя и преподаватели вузов, которые и сейчас
проверяют ЕГЭ,- в чем независимость?
В
Казахстане, допустим, национальные экзамены сдают под контролем
государственной службы безопасности; но там и центров проведения ЕГЭ
меньше. В Египте в проведении национального экзамена участвует армия.
Это возможный сюжет, что и мы отдадим проведение ЕГЭ под контроль МВД,
ФСБ, армии.
Есть и иные способы усиления
контроля при сдаче ЕГЭ - при распределении детей по аудиториям, когда
ребенок заранее не знает, в какой пункт и аудиторию он попадет на
экзамен. Чтобы в одной аудитории не собирали только "правильных" детей,
кому организуется внешняя "помощь".
И
высока вероятность нарушений при апелляциях, хотя говорят об этом пока
мало. Обычно на апелляции все вопросы трактуются в пользу школьника, и
иногда так добавляют баллы. Здесь нужны общественные наблюдатели.
- А кому проверять часть С.
Предлагается, чтобы это были учителя из других регионов?
- Это было бы правильно. Дело не в борьбе с
коррупцией, а в предвзятости проверяющих. Они понимают: работы писали
дети из их региона - может быть, еще и поступает команда "получше
проверить". Ведь по тому, как сдан ЕГЭ, оценивается деятельность
губернаторов.
- А если исключить
ЕГЭ из критериев оценки работы губернаторов?
- Я с самого начала был против этого критерия. Он
формирует установку на повышение результатов. А чтобы они улучшались на
деле, работу надо начинать года за 3 до сдачи ЕГЭ: организовывать
курсы повышения квалификации учителей, смотреть, какая в школах учебная
литература. Иначе - оценивается управленческая деятельность, начатая
несколько лет назад, причем не всегда человеком, в данный момент
возглавляющим регион.
- Нужно ли
вводить портфолио при поступлении в вуз?
- В общественном сознании с
портфолио путаница. Они могут быть двух типов: первый - для нужд школы,
второй - такие, где учтены внеучебные достижения для поступления в
вуз.
В школе важно учитывать кружки,
олимпиады, в которых дети участвуют, и прочее - это поможет выстроить
индивидуальную образовательную траекторию, вести набор в старшую
профильную школу.
Портфолио для вуза -
другое. И в советское время учитывались результаты всесоюзных олимпиад
абитуриентов, на журфаках - публикации, на факультетах физической
культуры - спортивные разряды. Надо только решить, что в таком
портфолио учитывать сейчас.
Так, ректор
одного из ведущих вузов мне говорил, что он бы учитывал международные
экзамены по английскому языку TOEFL, спортивные разряды и музыкальное
образование. И объяснял: английский нужен, поскольку студенты с 1-го
курса должны читать по-английски, а музыкальная школа и спорт учат
планировать время.
У вузов должна быть
возможность давать дополнительные баллы за те или иные подтвержденные
успехи абитуриента. Должен быть список позиций, из которого вузы бы
выбирали. Если вузы будут принимать решения о портфолио самостоятельно,
то, возможно, сразу появятся те, которые будут учитывать посещение
подготовительных курсов. "Вес" портфолио должен быть небольшой -
условно не более 20%.
Главная проблема -
доверие к результатам. Я спрашивал ректоров медвузов, что будет, если
учитывать справки о практике абитуриентов в больницах. Справки принесут
все: кто настоящую, а кому-то помогут друзья и родственники...
- А если учитывать средний балл аттестата?
- В советские времена был такой период - тогда
за 3 года средний балл в аттестатах вырос на единицу...
- Из предложений по совершенствованию ЕГЭ -
перенос экзамена по русскому языку в 9-й класс, по географии - в 10-й.
- В 11-м классе география уже не изучается, и
вполне логично, чтобы дети сдавали экзамен по завершении курса - это
укладывается в идеологию госэкзамена.
С
русским языком все иначе. До введения ЕГЭ этот курс заканчивался в 9-м
классе, и лишь в некоторых школах (гуманитарных гимназиях) его
преподавали в 10-м и 11-м классах. В связи с ЕГЭ предмет стал
обязательным и в старшей школе: учителя это приветствовали, и я не вижу
повода что-то менять.
Но есть еще
проблема, обсуждаемая не раз: экзамен по русскому языку должен быть
двух уровней - базовый и профильный для поступления на гуманитарные
факультеты. Сегодняшний экзамен, нечего лукавить, профильный, и он
нелегко дается как детям в национальных республиках, так и переехавшим в
Россию из стран ближнего зарубежья.
Обсуждается
и содержание экзамена. В мировой практике в изучении языков выделяются
4 коммуникативные компетенции: умение читать, писать, говорить и
слушать. На проверке этих компетенций построены экзамены по иностранным
языкам. И с учетом этих компетенций предлагают проводить экзамен и
некоторые филологи у нас: в 9-м классе сделать упор на проверку
понимания текстов, а в 11-м классе - на их воспроизводство. Это здравые
предложения.
- Еще говорят о
пересдаче ЕГЭ, если оценка не устраивает...
- В пересдаче я смысла не вижу - кроме случаев
неудовлетворительной оценки, как это было, когда сдавали обычные
выпускные экзамены. "Неуды" могли пересдавать тогда, как правило, в
августе, чтобы был шанс получить аттестат. При положительной оценке
пересдач не было.
То же - при поступлении в
вуз: если экзамен сдан плохо, пробуешь поступать в следующем году.
Поэтому и в случае ЕГЭ я допускаю ситуацию пересдачи - но в течение
года, чтобы дать право детям на получение аттестата.
Но если ребенок сдал на 50 баллов - зачем нужна
пересдача? Разве мы ставим цель, чтобы все дети у нас поступили в вузы?
- На что еще можно обратить внимание
при доработке ЕГЭ?
- На
содержание экзаменационных материалов. Ошибок в них сейчас практически
нет, но нужно новое поколение компетентностно-ориентированных КИМ,
аналогичных тестам PISA, PIRLS.
И - я бы
начал работу по созданию разных мониторингов качества образования. Надо
дополнять ЕГЭ другими исследованиями качества образования, создавать
внутриклассные и внутришкольные системы оценивания. Если останется лишь
ЕГЭ - и школе, и детям будет плохо: ЕГЭ перестанет быть объективным.
- Будут ли в предстоящей вступительной
кампании учтены ошибки прошлого года?
- Думаю, нарушений будет меньше. Не готов обсуждать
вопрос о технических средствах. Но тут и не нужно гласности. Любая
информация, как говорится, находка для шпионов.
Материал подготовила Елена Кузнецова (НИУ ВШЭ), специально для
РИА Новости